Возрастные особенности

Младший школьный возраст (7-9 лет).

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии ребенка, и чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста. Этот возраст начинается с момента поступления ребенка в школу (учреждение дополнительного образования). В этот период происходит дальнейшее психическое и физиологическое развитие, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы, однако, наиболее важный специфические отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности. У детей этого возраста эти отделы головного мозга еще не завершили своего формирования, они легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, слишком эмоциональны. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, что совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма. Начало обучения в школе и учреждении дополнительного образования ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка, он становится общественным субъектом и имеет социально-значимые обязанности. Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей, активного интереса к окружающей деятельности и овладению новыми навыками и умениями. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младших школьников, свидетельствует о широких возможностях ребенка на данном возрастном этапе, поэтому педагогическая деятельность следует учитывать и то, что данный возрастной период является сенситивным:

  • для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов.
  • умение учиться, развитие индивидуальных особенностей, развитие навыков самоконтроля, самоорганизации.
  • становление адекватной самооценки.
  • усвоение социальных норм, развитие навыков общения со сверстниками, дружеские контакты.

 

Подростковый возраст. (10-11 лет до 13-14 лет)

Время ускорения физического развития, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдается изменение состава крови и кровяного давления. 11-12 лет – период повышенной активности, значительного роста энергии, но это период и повышенной утомляемости, снижения работоспособности, поэтому их поведение нередко характеризуется демонстративностью, смене настроений, обид, протестов. 13-14 лет – период своеобразного чередования всплесков активности, и ее падения. Усталость наступает быстро, проявляется повышенная утомляемость причина этого – усиленный рост.

Социальная ситуация: традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых и стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права. Ведущим типом деятельности становится общение со сверстниками как важный фактор психического развития.

Новообразования:

  1. Становление нового уровня самосознания, выражающееся стремление понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие, уникальность и неповторимость.
  2. Формирование интересов к мотивации учения.
  3. Формирование волевого повеления, умение владеть своим эмоциональным состоянием.

Юношеский возраст. (14-18 лет)

В юношеском возрасте в основном завершается половое созревание, приходит в гармоничное соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.

Социальная ситуация: Общество ставит перед молодым человеком жизненно-важную задачу осуществить профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.